Новости России » Стихи » О хорезме
О хорезме
Автор: Александр Ставцев
(фрагменты из лингвоисторического курса)
О ХОРЕЗМЕ ("солнечной земле")
В нижнем течении Амударьи, вблизи Аральского моря складываются не позднее VII века до Рождества Христова Хорезмийская государственность. Уже в ранний период истории Хорезма создаются величественные памятники архитектуры, вобравшие в себя изваяния и фрески, и технически совершенные системы орошения, возникает оригинальная письменность (не позднее IV века до Р. X.) и чеканка собственной монеты (II в. до Р. X.).
Обладал Хорезм и военным могуществом; вполне вероятна достоверность предания о том, что Александр Македонский, который в 329 году до Р. X. вторгся в Среднюю Азию, не завоевал Хорезм, а заключил с ним союз. На протяжении 1500 лет, до VIII века по Р. Х., Хорезм оставался суверенным государством, хотя и бывали периоды, когда он, сохраняя определенную автономию, входил в состав той или иной крупной державы, в частности, Ирана; кстати сказать, Хорезм населяли тогда восточно-иранские племена.
События в Хорезме и даже в дальнем Иране имеют глубинную связь с событиями на Руси и не поняв хода вещей на Востоке, в частностив Хорезме, мы не сможем сколь-нибудь глубоко осмыслить государственное становление Руси, ибо культура Ирана была воспринята русскими главным образом через посредство Хорезма и, конечно, Хазарского каганата.
Например, из шести главных богов языческого пантеона Руси, которые названы в летописи в следующем порядке: Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь, по меньшей мере два – Хорс и Симаргл – заведомо иранского «происхождения», притом Хорс, бог Солнца, был центральным объектом поклонения в домусульманском (то есть до середины VIII века) Хорезме. Иранские «влияния» шли на Русь в разные времена и различными дорогами, но, очевидно, наиболее существен тот факт, что в начале IX века часть хорезмийцев, находившихся до этого времени в Хазарском каганате, переселилась, вернее, эмигрировала на Русь, и поскольку эти переселенцы были носителями очень высокой культуры Хорезма и духовной и материальной, они смогли оказать весьма значительное воздействие на жизнь Руси, в определенных отношениях более значительное, чем норманны-варяги. И без осознания существенной роли хорезмийцев в ранней истории Руси мы многого не сможем понять. Именно поэтому необходимо пристально вглядываться в давнюю историю далекого от Руси Хорезма, который представлял собой государство с исключительно высокой цивилизацией и культурой.
Военное дело и торговля, строительство и разнообразнейшие ремесла, достиже-ния ирригации, которая, помимо прочего, мощно стимулировала развитие естественных наук и многогранное собственно культурное творчество – все это находилось на высшем для тогдашнего мира уровне. Вполне закономерно, например, что родившийся около 783 года по Р.Х. в Хорезме, а около 820 года переехавший в столицу Арабского халифата, Багдад, ученый-энциклопедист Мухаммад ал-Хорезми был крупнейшим деятелем тогдашней мировой науки. Правитель Хорезма являлся единственным в регионе носителем высшего титула «шах» («хорезмшах»).
Востоковед П. Г. Булгаков: «Развитию экономики, культуры и науки Хорезма в значительной мере способствовало положение его крупнейших городов на торговом пути, связывавшем Поволжье и другие земли Европы с Хорасаном, Ираном, центральными и южными областями халифата. По берегу Амударьи и по самой реке осуществлялась связь Хорезма с Термезом и другими городами юга Средней Азии, которые, в свою очередь, были связаны с Индией и Китаем. Археологические находки свидетельствуют о наличии торговых связей древнего Хорезма с такими дальними землями как Египет и эллинистическое Причерноморье».
Словом, Хорезм был одним из узловых пунктов раннесредневековой Евразии. Хорошо известно, что в ту пору «Европу с Востоком связывала торговля, почти всецело находившаяся в руках еврейских купцов» и, как доказывает виднейший швейцарский востоковед Адам Мец, до Х века евреи господствовали в торговле Запада и Востока, хотя после этого времени они «уже больше не упоминаются. Подъем мусульманского торгового судоходства вытеснил чужеземных комиссио-неров». В труде А. Меца собрано множество фактов о предшествующем господстве евреев в евроазиатской торговле: "…"город евреев" (Иахудийа) в Исфагане был деловым кварталом этой персидской столицы… Один еврей контролировал всю ловлю жемчуга в Персидском заливе… На Востоке их специальностью были также денежные дела… Мы располагаем сведениями о двух евреях-банкирах… Йусуфе ибн Пинхасе и Харуне ибн Имране, у которых в начале Х в. визир (то есть второе, после халифа, лицо в арабском государстве) сделал заем в сумме 10 тыс. динаров. Оба они, по всей вероятности, основали фирму, ибо также смещенный в 918 г. визир Ибн ал-Фурат заявил, что он имеет на счету у обоих этих евреев 700 тыс. динаров". Наконец, «основной товар, поставляемый Европой, – рабы – являлся монополией еврейской торговли».
Исходя из всего этого, едва ли возможно оспаривать существенную роль евреев и в ранней торговле Хорезма. Один из виднейших русских востоковедов, К. А. Иностранцев, писал: "Название Хорезм применялось в древности как ко всей области по нижнему течению Амударьи, так и к главному городу, называвшемуся – по древним арабским географиям – также Кят. В среднеперсидском списке городов Ирана сообщается предание, по которому город Хорезм был основан «Нарсе, сыном еврейки…» Более того, «парсийские ученые Миночихердж и Моди передают это имя: „глава еврейской общины“…» Это "подтверждается сообщением о Хорезме… восходящем, вероятно, к истории Хорезма Бируни (крупнейший ученый-хорезмиец конца X-XI в. )… В этом сообщении говорится, что согласно персидским официальным хроникам сасанидского времени (то есть III-VII вв. ) этой областью… овладел один из родственников сасанидского царя Бахрам-Гура (правил Ираном в 421-439 гг.), главный начальник персидского войска… Этот персидский военачаль-ник, родственник Бахрам-Гура, не может быть никто иной, как только Нарсе, брат этого сасанидского царя, сына Иедеджирда (иначе, Йездегерд; правил в 399-421 гг.) и дочери «эксиларха», то есть главы еврейской общины в Персии, и его (Бахрам-Гура) наместник в восточных провинциях Ирана".
Перед нами, заключает К. А. Иностранцев, «указание на существование в Хорезме еврейской общины». Добавим, что это мнение допустимо и a priori в виду соседства и тесных связей Хорезма с Хазарией, влиятельное положение в которой еврейской общины является известным историческим фактом.
Стоит заметить, что Нарсе, имея еврейское происхождение лишь по материнской линии, считался «полноценным» евреем и действительно мог быть главой еврей-ской общины в основанном им городе Хорезме-Кяте (в особенности потому, что его тесть являлся главой еврейской общины всего Ирана). К VIII веку эта община, естест-венно, должна была играть немалую роль в Хорезме.
Общность территории проживания этноса – важнейшее условие его формирования и дальнейшего воспроизводства его самого, его языка и культуры. И, конечно, формирование языка синхронно формированию его этнического субстрата, иначе говоря, библейское понятие народа-языка является строго научным. При начале формирования такого народа-языка, с характеризующими его языком и культурой, территория не должна быть большой, чтобы язык мог синхронно и адекватно реагировать в разных точках ареала на изменяющиеся условия. Историческая ДНК-генеалогия определяет Балканы как место пребывания древнейших гаплотипов в терминах ДНК-генеалогии – праарийцев гаплогруппы R1a1. И не просто Балканы, а Сербия, Косово, Македония.
Авеста описывает расселение восточных иранцев в областях Ср. Азии и Афганистана
В ареале от Ферганского хребта (Саймары-таш) и до Южной Сибири и Монголии в большом количестве обнаруживаются петроглифические изображения повозок и лошадей, датируемые 3-м – 2-м тысячелетием до Р.Х. С общеарийскими, а возможно с раннеиранскими, миграциями связана культура могильника Синташту в Южном Зауралье, с наличием колесниц, с обильными жертвоприношениями коней, быков, телят и др. домашней скотины. Некоторые детали ритуала имеют аналогии в древнеближневосточном Чатал-Гуюке.
РЕ - ДРЕ РЕД – КРЕ - КРЕС– КРАС– КРАДА
КРАДА у древних славян означало « жертвенный огонь». Радеть означало священнодействовать у огня. Радогощем называлось место такого радения, где жертвоприношение «красили», т.е. освящали жертвенным огнем. Огонь для крады должен был быть добыт священно, т.е. его «кресили», высекали кресалом. На радогоще собирались радоваться в Радоницу. Крес у славян переводится как «огонь» и «солнцестояние» и дает слово КРЕСТ, с глагольной формой КРЕСИТЬ, т.е. высекать огонь, и производным существительным КРЕСАЛО. Кресало имело крестообразную форму и потому кресить, т.е. высекать огонь, имело значения и вращать, обращать, воскрешать. Здесь понятия кресить и крестить сходятся у славян очень близко. Наряду с коловратом-свастикой ариев, в орнаментах древних славян крест изображался внутри круга, символического выражения совершенства и вечности. И в отличие от хамитических народов, в том числе египтян, халдеев, ассирийцев, строивших свои городища квадратами, поделенными на клетки, иафетиты славяне строили свои поселения концентрическими кругами, наподобие колец ореола, окружающих центр светила. И избы они рубили вокруг центра, располагая их окрест, т.е. вокруг перекрестка главных улиц. Отсюда и происходит слово окрестность. Кстати и огласитель Руси Апостол Андрей был распят в Патарах на Х–образном кресте. Это и понятно, Бог, Светило вселенной, крестообразно несет, изливает Благую Весть от Блага, поскольку Сам Бог есть Свет Нетварный и сотворяет да-бытие тоже светом «да будет свет».
РОЗА. ШИПОВНИК
Общеарийское название розы – урат, урот, урод идет от корня род и корнеслова рождие, т.е. отросток. В древнеисландском урт – трава. В армянском роза - вард. Отсюда чешское - руже, польское – розе. У латин – уродиа. В персидском – гул.
РОГ – РУГ – РУЖ - ЛУЖ
Эти корнесловы, в числе множества ветвенных слов, передают и названия воинской и земледельческой варн, что мы имеем и в личных именах: Сварог, Рогвольд, Рогдай, Рогович и в сословных: РУГИЛЫ - РУЖАНЫ, - ЛУЖАНЕ которые сохраняются в словах УПОР, УПРУГ, УПРЯЖЬ, и, с перегласовкой на «Л», ПЛУГ – плужане - ЛУЖАНЕ – лужицкие славяне. Поскольку РУЖНЫЙ означало СИЛЬНЫЙ, то УДЫУЖИ, т.е. РУКИ (и вообще ЧЛЕНЫ тела), обладали сакральной силой, выраженной в ветвенных словах ТРУД, ТРУЖЕНИК, ОРУЖИЕ, в том числе РУЖЬЕ ( буквально «сильно огненное»), ОРУЖНЫЙ, НАРУЖНЫЙ.
РУГ и РУБ
Эти корнесловы дали ветви СТРУГИ и СРУБЫ, с их многочисленными отрождиями, в том числе УПРУГИЙ, СТРУЖКА. С перегласовкой на Б, остров ванов Руян, оказался Буяном, т.е. островом буих (сильных) воинов.
КРЫ КРЕ КРА КРОВЬ
дают ветви: крыло, крин, крев (польск.кровь), санскритское «кре», крыть, открывать, сокровище. Если душа в крови, то и «открывать душу» значит «открывать отворять кровь».
(фрагменты из лингвоисторического курса)
О ХОРЕЗМЕ ("солнечной земле")
В нижнем течении Амударьи, вблизи Аральского моря складываются не позднее VII века до Рождества Христова Хорезмийская государственность. Уже в ранний период истории Хорезма создаются величественные памятники архитектуры, вобравшие в себя изваяния и фрески, и технически совершенные системы орошения, возникает оригинальная письменность (не позднее IV века до Р. X.) и чеканка собственной монеты (II в. до Р. X.).
Обладал Хорезм и военным могуществом; вполне вероятна достоверность предания о том, что Александр Македонский, который в 329 году до Р. X. вторгся в Среднюю Азию, не завоевал Хорезм, а заключил с ним союз. На протяжении 1500 лет, до VIII века по Р. Х., Хорезм оставался суверенным государством, хотя и бывали периоды, когда он, сохраняя определенную автономию, входил в состав той или иной крупной державы, в частности, Ирана; кстати сказать, Хорезм населяли тогда восточно-иранские племена.
События в Хорезме и даже в дальнем Иране имеют глубинную связь с событиями на Руси и не поняв хода вещей на Востоке, в частностив Хорезме, мы не сможем сколь-нибудь глубоко осмыслить государственное становление Руси, ибо культура Ирана была воспринята русскими главным образом через посредство Хорезма и, конечно, Хазарского каганата.
Например, из шести главных богов языческого пантеона Руси, которые названы в летописи в следующем порядке: Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь, по меньшей мере два – Хорс и Симаргл – заведомо иранского «происхождения», притом Хорс, бог Солнца, был центральным объектом поклонения в домусульманском (то есть до середины VIII века) Хорезме. Иранские «влияния» шли на Русь в разные времена и различными дорогами, но, очевидно, наиболее существен тот факт, что в начале IX века часть хорезмийцев, находившихся до этого времени в Хазарском каганате, переселилась, вернее, эмигрировала на Русь, и поскольку эти переселенцы были носителями очень высокой культуры Хорезма и духовной и материальной, они смогли оказать весьма значительное воздействие на жизнь Руси, в определенных отношениях более значительное, чем норманны-варяги. И без осознания существенной роли хорезмийцев в ранней истории Руси мы многого не сможем понять. Именно поэтому необходимо пристально вглядываться в давнюю историю далекого от Руси Хорезма, который представлял собой государство с исключительно высокой цивилизацией и культурой.
Военное дело и торговля, строительство и разнообразнейшие ремесла, достиже-ния ирригации, которая, помимо прочего, мощно стимулировала развитие естественных наук и многогранное собственно культурное творчество – все это находилось на высшем для тогдашнего мира уровне. Вполне закономерно, например, что родившийся около 783 года по Р.Х. в Хорезме, а около 820 года переехавший в столицу Арабского халифата, Багдад, ученый-энциклопедист Мухаммад ал-Хорезми был крупнейшим деятелем тогдашней мировой науки. Правитель Хорезма являлся единственным в регионе носителем высшего титула «шах» («хорезмшах»).
Востоковед П. Г. Булгаков: «Развитию экономики, культуры и науки Хорезма в значительной мере способствовало положение его крупнейших городов на торговом пути, связывавшем Поволжье и другие земли Европы с Хорасаном, Ираном, центральными и южными областями халифата. По берегу Амударьи и по самой реке осуществлялась связь Хорезма с Термезом и другими городами юга Средней Азии, которые, в свою очередь, были связаны с Индией и Китаем. Археологические находки свидетельствуют о наличии торговых связей древнего Хорезма с такими дальними землями как Египет и эллинистическое Причерноморье».
Словом, Хорезм был одним из узловых пунктов раннесредневековой Евразии. Хорошо известно, что в ту пору «Европу с Востоком связывала торговля, почти всецело находившаяся в руках еврейских купцов» и, как доказывает виднейший швейцарский востоковед Адам Мец, до Х века евреи господствовали в торговле Запада и Востока, хотя после этого времени они «уже больше не упоминаются. Подъем мусульманского торгового судоходства вытеснил чужеземных комиссио-неров». В труде А. Меца собрано множество фактов о предшествующем господстве евреев в евроазиатской торговле: "…"город евреев" (Иахудийа) в Исфагане был деловым кварталом этой персидской столицы… Один еврей контролировал всю ловлю жемчуга в Персидском заливе… На Востоке их специальностью были также денежные дела… Мы располагаем сведениями о двух евреях-банкирах… Йусуфе ибн Пинхасе и Харуне ибн Имране, у которых в начале Х в. визир (то есть второе, после халифа, лицо в арабском государстве) сделал заем в сумме 10 тыс. динаров. Оба они, по всей вероятности, основали фирму, ибо также смещенный в 918 г. визир Ибн ал-Фурат заявил, что он имеет на счету у обоих этих евреев 700 тыс. динаров". Наконец, «основной товар, поставляемый Европой, – рабы – являлся монополией еврейской торговли».
Исходя из всего этого, едва ли возможно оспаривать существенную роль евреев и в ранней торговле Хорезма. Один из виднейших русских востоковедов, К. А. Иностранцев, писал: "Название Хорезм применялось в древности как ко всей области по нижнему течению Амударьи, так и к главному городу, называвшемуся – по древним арабским географиям – также Кят. В среднеперсидском списке городов Ирана сообщается предание, по которому город Хорезм был основан «Нарсе, сыном еврейки…» Более того, «парсийские ученые Миночихердж и Моди передают это имя: „глава еврейской общины“…» Это "подтверждается сообщением о Хорезме… восходящем, вероятно, к истории Хорезма Бируни (крупнейший ученый-хорезмиец конца X-XI в. )… В этом сообщении говорится, что согласно персидским официальным хроникам сасанидского времени (то есть III-VII вв. ) этой областью… овладел один из родственников сасанидского царя Бахрам-Гура (правил Ираном в 421-439 гг.), главный начальник персидского войска… Этот персидский военачаль-ник, родственник Бахрам-Гура, не может быть никто иной, как только Нарсе, брат этого сасанидского царя, сына Иедеджирда (иначе, Йездегерд; правил в 399-421 гг.) и дочери «эксиларха», то есть главы еврейской общины в Персии, и его (Бахрам-Гура) наместник в восточных провинциях Ирана".
Перед нами, заключает К. А. Иностранцев, «указание на существование в Хорезме еврейской общины». Добавим, что это мнение допустимо и a priori в виду соседства и тесных связей Хорезма с Хазарией, влиятельное положение в которой еврейской общины является известным историческим фактом.
Стоит заметить, что Нарсе, имея еврейское происхождение лишь по материнской линии, считался «полноценным» евреем и действительно мог быть главой еврей-ской общины в основанном им городе Хорезме-Кяте (в особенности потому, что его тесть являлся главой еврейской общины всего Ирана). К VIII веку эта община, естест-венно, должна была играть немалую роль в Хорезме.
Общность территории проживания этноса – важнейшее условие его формирования и дальнейшего воспроизводства его самого, его языка и культуры. И, конечно, формирование языка синхронно формированию его этнического субстрата, иначе говоря, библейское понятие народа-языка является строго научным. При начале формирования такого народа-языка, с характеризующими его языком и культурой, территория не должна быть большой, чтобы язык мог синхронно и адекватно реагировать в разных точках ареала на изменяющиеся условия. Историческая ДНК-генеалогия определяет Балканы как место пребывания древнейших гаплотипов в терминах ДНК-генеалогии – праарийцев гаплогруппы R1a1. И не просто Балканы, а Сербия, Косово, Македония.
Авеста описывает расселение восточных иранцев в областях Ср. Азии и Афганистана
В ареале от Ферганского хребта (Саймары-таш) и до Южной Сибири и Монголии в большом количестве обнаруживаются петроглифические изображения повозок и лошадей, датируемые 3-м – 2-м тысячелетием до Р.Х. С общеарийскими, а возможно с раннеиранскими, миграциями связана культура могильника Синташту в Южном Зауралье, с наличием колесниц, с обильными жертвоприношениями коней, быков, телят и др. домашней скотины. Некоторые детали ритуала имеют аналогии в древнеближневосточном Чатал-Гуюке.
РЕ - ДРЕ РЕД – КРЕ - КРЕС– КРАС– КРАДА
КРАДА у древних славян означало « жертвенный огонь». Радеть означало священнодействовать у огня. Радогощем называлось место такого радения, где жертвоприношение «красили», т.е. освящали жертвенным огнем. Огонь для крады должен был быть добыт священно, т.е. его «кресили», высекали кресалом. На радогоще собирались радоваться в Радоницу. Крес у славян переводится как «огонь» и «солнцестояние» и дает слово КРЕСТ, с глагольной формой КРЕСИТЬ, т.е. высекать огонь, и производным существительным КРЕСАЛО. Кресало имело крестообразную форму и потому кресить, т.е. высекать огонь, имело значения и вращать, обращать, воскрешать. Здесь понятия кресить и крестить сходятся у славян очень близко. Наряду с коловратом-свастикой ариев, в орнаментах древних славян крест изображался внутри круга, символического выражения совершенства и вечности. И в отличие от хамитических народов, в том числе египтян, халдеев, ассирийцев, строивших свои городища квадратами, поделенными на клетки, иафетиты славяне строили свои поселения концентрическими кругами, наподобие колец ореола, окружающих центр светила. И избы они рубили вокруг центра, располагая их окрест, т.е. вокруг перекрестка главных улиц. Отсюда и происходит слово окрестность. Кстати и огласитель Руси Апостол Андрей был распят в Патарах на Х–образном кресте. Это и понятно, Бог, Светило вселенной, крестообразно несет, изливает Благую Весть от Блага, поскольку Сам Бог есть Свет Нетварный и сотворяет да-бытие тоже светом «да будет свет».
РОЗА. ШИПОВНИК
Общеарийское название розы – урат, урот, урод идет от корня род и корнеслова рождие, т.е. отросток. В древнеисландском урт – трава. В армянском роза - вард. Отсюда чешское - руже, польское – розе. У латин – уродиа. В персидском – гул.
РОГ – РУГ – РУЖ - ЛУЖ
Эти корнесловы, в числе множества ветвенных слов, передают и названия воинской и земледельческой варн, что мы имеем и в личных именах: Сварог, Рогвольд, Рогдай, Рогович и в сословных: РУГИЛЫ - РУЖАНЫ, - ЛУЖАНЕ которые сохраняются в словах УПОР, УПРУГ, УПРЯЖЬ, и, с перегласовкой на «Л», ПЛУГ – плужане - ЛУЖАНЕ – лужицкие славяне. Поскольку РУЖНЫЙ означало СИЛЬНЫЙ, то УДЫУЖИ, т.е. РУКИ (и вообще ЧЛЕНЫ тела), обладали сакральной силой, выраженной в ветвенных словах ТРУД, ТРУЖЕНИК, ОРУЖИЕ, в том числе РУЖЬЕ ( буквально «сильно огненное»), ОРУЖНЫЙ, НАРУЖНЫЙ.
РУГ и РУБ
Эти корнесловы дали ветви СТРУГИ и СРУБЫ, с их многочисленными отрождиями, в том числе УПРУГИЙ, СТРУЖКА. С перегласовкой на Б, остров ванов Руян, оказался Буяном, т.е. островом буих (сильных) воинов.
КРЫ КРЕ КРА КРОВЬ
дают ветви: крыло, крин, крев (польск.кровь), санскритское «кре», крыть, открывать, сокровище. Если душа в крови, то и «открывать душу» значит «открывать отворять кровь».
Источник: Вконтакте
Источник: Facebook
Источник: Одноклассники
[related-news]
[/related-news]
Рекомендуем похожее:
{related-news}Популярные новости







Выбор редакции>> Все статьи
В Морозовской детской больнице открыли новый корпус
14-09-2017, 18:30
В столице завершилось строительство новой Морозовской детской больницы. На месте старых построек еще 30-х годов выросло семиэтажное здание, оборудованное самыми современными аппаратами. Технологии помогут в лечении редких и тяжелых заболеваний. Когда там начнут принимать маленьких пациентов?
Новости>> Все статьи
50 жертв: ИГ взяла на себя ответственность за масштабный теракт в Ираке
Террористическая группировка "Исламское государство" (запрещена в РФ) взяла на себя ответственность за двойной теракт в Ираке, жертвами которого стали 50 человек, а ранения получили более 80 человек.
Фонд однокурсника Медведева ответил на статью о «ривьере» для премьера
В фонде «Дар» ответили на расследование о строительстве под Калининградом усадьбы для премьера Дмитрия Медведева площадью 16 га. Участок был куплен, но на нем ничего не строится, заявили в фонде
Роскомнадзор объяснил блокировку «Компромат.ру»
Доступ к ресурсу заблокирован за нарушение авторских прав, но по ресурсу выносились и другие судебные решения, заявили РБК в Роскомнадзоре. На момент публикации одно из зеркал сайта оставалось доступным
Добавить комментарий!