Регистрация в каталогах
Рекомендуем
Торговый центр Среда Царицыно (Бирюлево) открылся и ждет к себе гостей, будьте первыми.
Купить индексируемые ссылки
Купить ссылку здесь за руб.Поставить к себе на сайт
» » О трехсоставной хазарии по иловайскому


О трехсоставной хазарии по иловайскому

Автор: Александр Ставцев


(фрагменты лингвоисторического курса)



ВИЗАНТИЙЦЫ О ТУРКМАНТЕ



Около сер. 5-го века, по свидетельству византийца Приска, какой-то закаспийский народ, потеснил авар и другие прикавказские и приволжские племена. Затем почти сто лет византийские хронисты молчат об этом народе, пока в 6-м веке он не выступил под именем турок в качестве нового завоевателя народов юго-восточной Европы, в их числе и болгар-утургуров. По-видимому, в среде кочевников Северного Туркестана в течение этого времени происходили такие же процессы, которые повторились в 12 веке в среде татаро-монгольских орд, этнически родственных тюркам, только обитавших еще далее к востоку, а именно: возвышение какого-либо ханского рода и объединение под его верховенством значительной части кочевых племен. Следствием таких процессов стали этнические передвижки в сторону наименьшего сопротивления. В случае с турками, их распространение на юг не пошло далее Туркестана, по той причине что в южных областях Аму и Сыр-Дарьи некогда процветала греко-бактрийская цивилизация и были еще богатые промышленные города и потому турецкая миграция получила отпор со стороны сильного в то время персидского государства. Но на запад от Каспийского моря турки не нашли ни одного органи-зованного противника, а лишь только разноплеменные этносы, разделенные на мелкие владения и враждующие друг с другом. Вот почему их завоевания так быстро распространи-лись от Каспийского моря до Кавказа и Азовско-Черноморских берегов. Вскоре завоевания эти перешли за Кавказ и проник-ли до Армении, но там столкнулись все с теми же персами и тогда, поселившись между Каспийским и Азовским морями, турки составили особый каганат, центром которого стал город Итиль.

Подобное явление повторится и с татаро-монгольскими ордами, но первыми были турецкие орды, управлявшиеся отдельными ханами, хотя в первое время все они подчинялись великому хану, жившему в Туркестане. Так что каганат с городом Итилем, лежавшим в нижнем течении реки Итиль, т.е. Волги, был прямым предшественником Золотой Орды с ее столицей Сараем. С 7-го века этот каганат стал известен как Хазарское царство, где тюрки, подчинившие себе города и селения, стали народом полуоседлым, при этом сохранялось и кочевое их ядро, ибо те орды, которые в своем движении с востока остановились в степях Яицких и Волжских, продолжали сохранять привычный им кочевой образ жизни и, хотя в истории они встречаются под разными именами, но в основном, как печенеги, узы и куманы (половцы).

"Угрии" это беспорно угры, к которым относятся такие современные народности как удмурты, башкиры, венгры.

По всей видимости, часть угров ушла на Запад еще с хуннами, поэтому Венгрию иногда называют "Hungarica", но основная (?) их часть появилась в Паннонии в конце IX века. В связи с чем, видимо, и появилось еще одно название Венгрии-Угрия. Арабские хронисты раннего средневековья "называли венгров башкирд, но иногда также тюрками (25). Сами венгры называли себя "мадьярами", по номониму "МАДЬЯРЪ". Древнерусское и праславянское слово ЯРЫЙ означает — "гневный, жестокий, строгий, смелый, отважный, сильный, порывистый и я позволю себе предположить, что двусложное слово МАДЬ ЯРЪ переводится как ЯРЫИ МАДЕ (МОДЭ) (см. выше, статью "Модэ".)

Русские корабли господствовали в северной части Черного моря, которое еще в 943 году арабский географ Масуди определял как «море русов, по которому не плавают другие племена, и они обосновались на одном из его берегов» (между тем лет за шестьдесят до Масуди, как свидетельствует арабский географ Ибн Хордадбег, Черное море называлось «море ал-Хазар»). Название это удержалось до начала XII века, ибо в «Повести временных лет» сказано, что «Днепр втечет в… море жерелом (устьем), еже море словет Руское».

Далее, после похода Святослава на хазар Руси стали принадлежать Таманский полуостров (где с конца Х до начала XII века находилось Тмутороканское княжество Руси) и – правда, на краткий срок – низовья Волги (арабский географ Ибн-Хаукал около 977 года называет Волгу «Нахр ар-рус», то есть Русская река.

Позднее, начиная с XII века, Русь оставляет эти территории и до XV-XVI веков не известны серьезные попытки вернуть себе утраченное. Только в период с конца XVI до конца XVIII века страна начала возвращаться к своим древним рубежам.

Халифат не стремился распространять свою власть к северу. Так, в Средней Азии арабы почти не продвинулись дальше линии городов Мерва и Самарканда, сделав исключение только для культурнейшего и богатейшего Хорезма в нижнем течении Амударьи. Нет сомнения, что их ни в коей мере не привлекали и земли, расположенные севернее Кавказского хребта. Так что Хазария не могла «спасать Восточную Европу от арабов» хотя бы потому, что сама выступала в отношении народов Кавказа (алан и др.), и славян, и Волжской Булгарии как поработительница; все эти народы боролись за свое освобождение от власти тюрко- хазар». И начиная по меньшей мере с середины VIII века в Хазарском каганате происходят коренные изменения, и на рубеже VIII-IX веков господствующей религией Каганата становится иудаизм.

Сопоставив разные свидетельства о хазарах, Д.И. Иловайский пришел к следующим выводам: Хазарский каганат являл собой многослойное, многопла-новое явление евразийской истории VII-Х веков, никак не сводимое к истории хазар как таковых, и начинать, конечно, следует с самих хазар – тюркского народа, первые сведения о котором относятся к середине VI века. Хазары предстают в этих сведениях как активное воинственное племя, кочующее в прикаспийских степях. Хазары до своего появления в Предкавказье обитали в Средней Азии, в районе реки Сырдарьи – у восточной границы древнейшего высокоразвитого государства Хорезм, расположенного в нижнем течении реки Амударьи. По сведениям великого арабского ученого первой половины IX века, уроженца Хорезма, Мухаммада ал-Хорезми (точнее, ал-Хваризми), на Сырдарье даже существовал город ал-Хазар. По-видимому, отсюда, в VI веке хазары переселились на запад, в прикавказские степи. Здесь они оказались в сфере влияния двух соперничающих держав – Византии и Ирана. Византия, которая имела возможность проникать в эти земли не только с юга, но и с севера (так как у нее были, например, владения в Крыму), уже в VII веке сделала хазар своими союзниками.

Затем возникший на Аравийском полуострове (в начале 630-х годов) чрезвычайно энергичный Арабский халифат стремительно завоевал Иран и сменил его в качестве главного соперника Византийской империи. С тех пор, то есть с середины VII в. и до середины XI века, на протяжении четырех столетий с переменным успехом развертывается борьба Империи и Халифата. И хазары принимают участие в ней на стороне Византии, правда, только до второй половины VIII века С конца IX века или начала Х века в качестве союзников Византии в сражениях с арабами не раз выступают воины Руси).

К середине VII века возникает сильная государственность – Хазарский каганат, центр которого находился на территории современного северного Дагестана. Эта государственность сумела в той или иной мере подчинить своей власти другие народы Северного Кавказа – прежде всего часть черных болгар и алан (предков осетин, не росс-алан).



Почему же тюркский в своей основе каганат получил наименование Хазарского? Каково происхождение этого этнонима? Были ли Феофан и Никифор первыми, употребившими этот этноним? Живший до них армянский историк 5-го века Моисей Хоренский упоминает о нашествии на армянские владения хазиров, народа обитавшего на северной стороне Кавказских гор. Это нашествие он относит к концу 2го началу 3-го века по Р.Х. Современник Моисея Хоренского византиец Приск сообщает о скифском народе Акацирах или Кацирах, обитавшем за Азовским морем около Кавказских гор.

В Житии Св. Кирилла говорится: « Козары бяше народ скифский, языка словенс-кого или русского. Казаров память ныне оста в Малороссийском ныне Конистве (т.е. в Запорожской Коннице, в гусарах и казаках, в Кунигстве), подобно тому, зело мало пременно именуемом». Согласно Ибн-Хаукалу, язык болгар похож на язык хазар. А язык и обычаи Поволжских болгар не отличаются от русских. В Gihan-Numa, где представлены выписки из восточных писателей всех времен, сообщается о владетелях округа или области Hasasz: « Козарская область лежит на север от Баб-эль-абваб (Дербент). Столица оной называется Этель (Итиль). По этой области и Каспийское море называется Козарским. Владетель области Иудей, а равно и все приближенные его вельможи; что же касается до подданных, то они различных вер, которые не воспрещается там исповедовать. Войско состоит из 12000 человек; но все управление в руках иудеев; 9 судей заведуют судопроиз-водством. Торговлю ведут с руссами».

В своем описании Скифии готский историк Иорнанд также упоминает храброе племя Акациров, которое помещает соседями болгар, хотя и не имеет точного представления об их географическом положении. По всем признакам, Кациры или Казиры были одним из черкесских племен. По словам византийского хрониста Приска, этот народ управлялся многими князьями; старший из них, по имени Куридах (Курет?), находясь в распре с другими, признал судьей этих распрей Аттилу и помог гунно-болгарам подчинить себе народ акациров. И хотя эта зависимость акациров от гуннов при сыновьях Аттилы окончилась, с того времени акацирский народ причислялся византийскими писателями к гуннским народам.

Пришлые турки, заимствовав имя от местных казиров-хазар, т.е. Кавказских племен, ассимилировались с туземными этносами, но так и не выработали единый этнокультурный тип, сохранив двойственность. Об этой двойственности прикавказских хазар свидетельствуют арабские известия 10-го века. У Истахри говорится, что одни Хазары назывались Кара-Джур (т. е. Кара-гур) и были цвета столь смуглого, что казались черными, другие же были белы, прекрасны и стройны. Когда же произошло покорение турками части прикавказских народов?

Византийские хронисты возле Каспийского моря помещают народ эфталитов, так называемых «белых гуннов», которые играли важную роль в войнах Византии с персами, выступая в качестве союзников последних. По словам Прокопия, они отличались от других гуннов (гунно-болгар) более белым цветом кожи и более красивой наружностью. По сообщению Менандра, какой-то знатный эфталит, по имени Катульф, мстя своему государю за бесчестие жены, предал своих соплеменников туркам. Это произошло в 560-х гг. Вслед затем турки покорили некоторые прикавказские народы, а также заставили платить себе дань и утургуров, т.е. азово-черномор-ских болгар, ослабленных внутренними раздорами а также удалением на запад значительной части своего племени, т.е. кутургуров. И вот эти завоеватели у византийских писателей 8-го и 9-го века именуются в основном Зазарами, т.е. Хазарами, и лишь иногда турками.

В этнической картине Хазарии до захвата государственной власти иудеем Обадией мы видим турков, пришедших из-за Каспийского моря, прикавказские мидо-сарматские племена, в русских летописях обобщенно именуемые «черкесы», часть восточнославянских народов в лице гунно-болгар (или иначе тавро-скифов), некоторые угорские орды, кочевавшие в степях Волги и Дона, определенная часть еврейского рассеяния, проживавшего в городах этого царства – вот кто составлял государство народностей, так и не слившихся в единый этнос, являя феномен сосуществования на первых порах различных религий, включая язычество.



105-й ФРАГМЕНТ:

О Д В УХ ХАЗАРИЯХ



Итак, хотя тесные связи между роксаланской Русью, савроматской по своим этническим истокам, и болгарами, в их числе Таврическими (таврами-савроматами) и Таманскими, так называемыми «черными болгарами», существовали искони, начало русского доминирования в конгломерате восточно- славянских племен, можно определенно датировать 1-й половиной 9-го века. И связано это с падением Хазарского каганата. Дело в том что в 1-й половине 9-го века Хазарию начинают теснить с юга – арабы и Закавказье, с севера – этнически родственные тюркохазарам печенеги, с запада – руссы. Построение хазарского Саркела, крепости, имевшей своей задачей контролировать руссковизантийские торгово-политические сообщения, и посольство русского князя в Константинополь в 838-839 гг., проком-ментированное в посланиях патриарха Фотия, подтверждают наличие тесных связей Руси с гунно-болгарами, обитавшими на берегах Боспора Киммерийского, ибо лишь только при этом условии было возможным возвращение русского флота на родину, что впоследствии повторилось и с флотом Игоря.

Когда в 10-м веке источники проливают яркий свет на русскую историю, мы видим Русь господствующей на огромном пространстве от Новгорода до Тамани. И вся эта территория объединена под властью княжеского рода сидевшего в Киеве, в земле полян-спалеев. И если арабы более постоянны в употреблении имени Русь, то византийцы по-прежнему именует ее тавроскифами и сарматами и даже для западных хронистов 12 века Киев все еще столица Тавроскифии и Галиция – страна тавроскифская.

Почему же так сложно различать гунно-болгар и русь в зоне их контакта с визан-тийской империей? Дело в том что, когда в 1-й половине 10-го века некоторые племена уже свергают с себя иго хазар(как например, аланские горцы, по свиде-тельству Константина Багрянородного, не только являются независимыми от хазар, но и своими нападениями препятствуют их сношениям с Причерноморьем и Таврическим полуостровом), азово-черноморским болгарам, раздробленным на разные общины и княжения, да к тому же и жившим на равнинах, было труднее чем горцам освободиться от хазарской зависимости и тут к ним на помощь явились соплеменные им руссы. Так что не из-за радимичей и вятичей произошел целый ряд войн Руси с Хазарией а именно из-за Боспорских болгар, т.е. «черных болгар». И их окончательное освобождение от власти хазар с одновременным подчинением Руси совершилось в период между договоров Олега и Игоря, т.е. между 911 и 945 гг.

В центре внимания Н. В. Пигулевской в 1930-х годах было ценнейшее, но почти не изученное у нас наследие высокой культуры раннесредневековой Сирии, которой она посвятила целый ряд своих трудов. В одной из переведенных и опубликованных ею сирийских хроник содержится сообщение (которое, кстати сказать, находит подтверждение и в византийских, и в иудейских источниках), раскрывающее неправдоподобно крайнюю непримиримость талмудического иудаизма по отношению к христианству.



Когда в VI веке совершилось утверждение власти иудеев в южноаравийском царстве химьяритов (на территории нынешнего Йемена), последовала непримиримая борьба иудаизма с христианской Византией. Эта, своего рода, предыстория Хазарского каганата была раскрыта именно в трудах Н. В. Пигулевской и ее последователей. Речь шла о событиях 614 года, то есть о времени накануне образования Хазарского каганата; в это время разразилась очередная война между Византией и Ираном, и иудеи всеми возможными средствами поддерживали Иран, в то время как кавказо-хазары в этот период, не позднее, 622 года, выступали, напротив, в качестве союзников Византии.

И вот это ни с чем, пожалуй, не сравнимое сообщение сирийской хроники о 614 годе: "…осадил Шахрбараз (иранский полководец) Иерусалим город и покорил его мечом… Иудеи же, из-за своей вражды, покупали их (христиан) по дешевой цене и они убивали их". Покупать у иранских воинов пленных христиан не для того, чтобы использовать их в качестве рабов, но для того, чтобы испытать наслаждение, убивая их, – это, в самом деле, нечто беспримерное даже в истории крайних проявлений религиозной вражды…

Сведения об этих событиях содержатся также и в византийских хрониках, Феофана Исповедника и Георгия Амартола и в еврейской хронике Григория Бар-Гебрея, который писал о византийско-иранской войне 614 года: «Евреи покупали христианских узников… и со злостью убивали их». (Еврейская энциклопедия. – СПб, 1908-1913, т. 5, стлб. 548). Сирийская хроника ценна как беспристрастный «сторонний» источник, подтверждающий истинность византийских и еврейских хроник (впрочем, есть еще и другой «независимый» свидетель – египетский хронист начала IX века Евтихий, но его «Анналы» почти не введены у нас в научный оборот). Как доказывает в своей новейшей работе о судьбе Зихской христианской епархии

А. В. Гадло, эта северокавказская православная кафедра, «как и другие кафедры… VIII в., созданные с целью проповеди христианства среди населения глубинных районов Кавказо- Хазарии, была ликвидирована после принятия хазарами иудаизма в качестве государственной религии в начале IX в.».

Малоизвестный и вроде бы не имеющий отношения к Хазарии факт – установ-ление господства иудаизма в Химьяритском царстве, существовавшем в Юго-Западной Аравии со II века до Р.Х. и до VI века по Р.Х. когда оно было присоединено к Ирану. Дело в том что в IV-V веках Химьяритское царство в Йемене стало христианским. Один из современных продолжателей трудов Н. В. Пигулевской сообщает: "В 40-50-х годах IV века… в Южной Аравии проповедовал Феофил Индус, посланный туда византийским императором Констанцием… Феофил обратил в христианство аравийского этнарха (правителя), и построил церкви… Однако значительное влияние… эта религия получила лишь в V в., после чего важнейшие политические события Южной Аравии были связаны с борьбой между иудаизмом и христианством". Необходимо отметить, что Химьяритское царство было самым цивилизованным государством всего арабского региона: «…наиболее развитой земледельческой областью Аравии, с весьма продолжительной традицией оседлой жизни, был Йемен. Еще в I тысячелетии до Р.Х. …Южная Аравия была процветавшей цивилизованной страной. В этой стране наряду с земледелием (высокий уровень которого обеспечивала сложная система ирригации) получило развитие ремесленное производство и торговля… Население древнего Йемена… создало свою оригинальную культуру, в том числе самобытную буквенную письменность… о былой высокой культуре древнего Йемена свидетельствуют развалины великолепных дворцов и храмов и остатки грандиозных оросительных сооружений».

Более того, «йеменские царства участвовали в мировой политике столетиями. – Они представляли собой естественный центр как сухопутной, так и морской торговли, которая осуществлялась с помощью судов, курсировавших между Красным морем и Индийским океаном. К ним вели караванные пути из Сирии и Египта» и т. д.

Словом, у иудаизма были веские основания стремиться подчинить себе эту страну. В 517 году Йусуф Зу Нувас (Масрук) – сын принадлежащего к высшей знати химьярита и еврейки – захватил власть и объявил себя царем. В работе Н. В. Пигулевской приводится его послание о победе над химьяритами – послание, оправленное союзнику Зу Нуваса – царю государства на границе с Ираном – Хиры (Хирты):

"…я воцарился над всей землей химьяритов… Я убил 280 священников, которых нашел… и я сделал их церковь нашей синагогой. Затем… я отправился в Негран, город в их государстве. Я осаждал его в течение нескольких дней и не взял. Тогда я дал им клятвенное обещание, считая, что не следует быть верным христианам, моим врагам. Я схватил их, с тем чтобы они принесли мне свое золото, серебро и имущество. И они доставили это мне, и я взял это. Я спросил относительно их епископа Павла; они сказали мне, что он умер, но я им не поверил, пока мне не показали его гроб. Смердели его останки, и я сжег их, а также церковь, священников и всех, кого нашел укрывающимися в ней. А прочих я принуждал, чтобы они отреклись от Христа и от креста (речь идет, как ясно из контекста, о химьяритской знати), но они не захотели, ибо они исповедовали, что он Бог и Сын Благословенного, и они избрали для себя смерть ради Него… и я приказал убить всех их знатных. Привели к нам их жен, и мы сказали им, чтобы они отреклись, видя смерть своих мужей за Христа, пожалели бы своих сыновей и дочерей, но они не захотели. Дочери Завета (монахини) стремились, чтобы сначала убили их, но жены знатных разгневались на них и сказали: нам следует умереть после наших мужей. И все они были убиты по нашему приказу, кроме Румы, жены того, кто собирался быть там царем. Мы… убеждали ее, чтобы она отреклась от Христа и осталась жить, жалея своих дочерей, и что она сохранит все, что имеет, если станет иудейкой… я всячески хитростями убеждал ее отречься от Христа, чтобы она только сказала, что Он человек (а не Бог), но она не захотела. Одна же из дочерей выбранила нас за то, что мы это говорили… Я же приказал для устрашения прочих христиан, чтобы распростерли их на земле, и ее дочери были избиты так, что кровь у них пошла изо рта. После этого была отсечена у нее голова". Свидетель этих событий химьяритский христианин сообщил, что в Негране «были убиты 340 знатных», отказавшихся перейти в иудаизм.



Но Йусуф Зу Нувас смог удержаться у власти всего несколько лет. Его бесчеловеч-ная акция против христиан вызвала широкое возмущение, особенно в соседству-ющем с Химьяритским царством сильном христианском государстве кушитов, расположенном на нынешней территории Эфиопии. В уже цитированной хронике сообщается: «После того как царь кушитов… узнал о гибели христиан и тирании иудеев, он распалился гневом, взял свои войска и выступил против тирана. Он захватил его, убил его, уничтожил его войска и всех иудеев в земле химьяритов. Он также поставил там царем ревностного христианина по имени Авраам».

Это произошло в 525 году, и нет сомнения, что в огромной тогда общине иудеев близкого к Химьяритскому царству Ирана (она была в то время более многочисленной, чем где-либо еще) хорошо знали о событиях в этом царстве. И в конечном счете именно из Ирана пришли те иудеи, которые сумели подчинить себе Хазарский каганат. И, быть может, именно исходя из опыта их предшественника Зу Нуваса, они избрали путь медленного и мирного овладения ключевыми позициями в Каганате.

А ведь в том же Йемене, то есть Химьяритском царстве «иудеи жили… по крайней мере со II в. по Р.Х., есть сообщения о частых переездах в Йемен иудейских священников из Тивериады, наконец, «в Южной Аравии… издавна существовали иудейские торговые колонии, зафиксированные источниками, в частности, во II и IV вв.по Р. Х.





106-й ФРАГМЕНТ :

О КРЫМСКОЙ ХАЗАРИИ



В это же время в 787 году, хазары впервые пришли в столкновение византийцами в Крыму. Ранее, говорит исследователь этого события, «проникнове-ние хазар в Таврику… могло носить относительно мирный характер» (по крайней мере до 787 года), что вызывалось «сближением их с Византией перед лицом общего врага – арабов».

Благодаря хазарам, Византии удалось не только устоять перед арабами, но и нанести им ряд чувствительных ударов». Итак, в VII-VIII веках Хазарский каганат находится в тесном союзе с Византийской империей, но к концу VIII века они разрывают длительные прежние отношения. Этот разрыв был обусловлен не только превращением Поволжского Каганата в иудейское государство. К началу 830-х годов, союзнические отношения Империи и Каганата восстановились на очень короткое время. Примирение произошло при императоре Михаиле II, правившем с 820 до 829 года. В 834 году византийцы по просьбе волжско-хазарских властей руководят строительством мощной крепости Саркел – важнейшего пункта в излучине нижнего Дона, через который шел, в частности, торговый путь от портов Черного моря на Волгу.

Византийская хроника, составленная в Х веке, дает очень весомое объяснение прохазарских а точнее иудейских симпатий Михаила II:

"На свет его произвел город нижней Фригии по названию Аморий, в котором издавна проживало множество иудеев… Из-за постоянного общения и тесного с ними соседства возросла там ересь нового вида и нового учения, к которой, наставленный в ней с детства, был причастен и он. Эта ересь позволяла, совершая обряд, приобщаться спасительной Божьей купели, которую они признавали, остальное же блюла по Моисееву закону, кроме обрезания. Каждый, в нее посвященный, получал в свой дом учителем и как бы наставником еврея или еврейку, которому поверял не только душевные, но и домашние заботы и отдавал в управление свое хозяйство… Этого учения он (Михаил II) придержива-ется и, войдя в зрелый возраст, будто виноградная лоза от усов, не мог избавиться… Чем дольше владел он царской властью, тем с большей жестокостью и природной злобой раздувал Михаил пламя войны против христиан… Христову паству он притеснял и истреблял, словно зверь дикий, а вот иудеев освобождал от налогов и податей, и потому любили они его и почитали больше всех на свете… Он дошел до вершин нечестия: приказал поститься в субботу… не верил в грядущее воскресение".

Издатель этой хроники, видный византолог Я. Н. Любарский, так комментирует эти сведения: "О «еврейских корнях» Михаила сообщают и другие авторы. Скилица (византийский историк XI века) утверждает, что учителем Михаила был еврей… По Михаилу Сирийцу (патриарх Антиохийский в XII веке) Михаил был внуком крещеного еврея".

После смерти Михаила в октябре 829 года на престол взошел его сын Феофил, который, «хотя и держался, как он утверждал, веры в Бога и Пресвятую Его Матерь, держался и полученной от отца мерзкой ереси… Ею морочил он свой благочестивый и святой народ». И по тому было вполне естественным, что "хаган Хазарии и пех (бек ) отправили к самодержцу Феофилу послов с просьбой отстроить им крепость Саркел… на реке Танаис" (Дон), и император «приказал выполнить просьбу хазар». По всей вероятности, восстановление союза с Каганатом было осуществлено еще при Михаиле II, столь расположенном к иудаизму, а Феофил продолжил дело отца.

Но после смерти Феофила в январе 842 года начинается быстрое восстановление, возрождение византийского христианства. Императрица Феодора, которая фактически стала править Империей (сыну и наследнику Феофила Михаилу III было всего два года), ни в коей мере не разделяла убеждений своего супруга, в чем ее поддерживала имевшая большое влияние ее семья – прежде всего ее брат Варда, имевший титул кесаря (в сущности, второе лицо в государственной иерархии), и дядя Мануил. Сестра императрицы Феодоры Ирина состояла в браке с представителем знатного рода Сергием, и после смерти Феофила большую роль в политике, особенно церковной, стал играть ее сын – то есть племянник императрицы – Фотий, который позднее был возведен в сан патриарха. Причисленный впоследствии к лику святых Фотий – один из наиболее выдающихся деятелей Империи за всю ее историю. В 843 году устои христианства были полностью восстановлены и с этого времени отношения Империи и Каганата приобретают заведомо враждебный характер вплоть до конца существования последнего. Так, в 860 году, как явствует из «Жития» св. Кирилла, хазары осаждают византийский Херсонес в Крыму, а также натравливают на крымские владения Империи союзных с ними венгров.

Вместе с тем нельзя не отметить, что Каганат вел достаточно сложную дипломати-ческую игру и, в частности, редко вступал в прямую, открытую борьбу с Византией, предпочитая натравливать на нее другие народы и прежде всего Русь (ниже эта тема еще будет освещена). Но противостояние, ясно обнаружившееся в событиях 787 года в Абхазии и Крыму, сохранилось (за исключением времени правления Михаила II и Феофила). Поэтому необходимо разграничивать два совершенно, даже несовместимо различных периода хазарской истории: до конца VIII века и последующий.

Хазарский каганат до конца VIII века и в позднейшую эпоху – это совершенно разные исторические феномены, хотя, разумеется, переход от одного к другому совершился не мгновенно, а подготовляются в течение целого ряда десятилетий.

Сведения о волжской столице хазар относятся ко времени не ранее IX века, причем ее называют сначала Хамлых, а ал-Бейда – это, по всей вероятности, арабский перевод названия ранней столицы Хазарского каганата – Самандара, располагавшегося в районе современной Махачкалы.

На Волгу же столица Каганата была окончательно перенесена не раньше второй половины IX века (об этом свидетельствует тот факт, что посланец Константинополя к хазарскому кагану святой Кирилл в 861 году прибыл в Самандар, а не в Итиль – о чем ниже) и первоначально называлась Хамлых (Хамлидж): само это древнееврейское название свидетельствует, что Хазарский каганат уже стал тогда иудаистским.

М. Г. Магомедов, опираясь на исследования М. И. Артамонова и С. А. Плетневой, доказывает, что волжская столица «как город складывается в середине IX века». И в самом деле: об ал-Хорезми, великом ученом первой половины IX века, тогдашнем лучшем знатоке географии, известно, что «названия Атиль или Итиль, распространенного у позднейших арабских географов… ал-Хорезми не знает».



Позднее, с Х века, появляется название Итиль (или Атиль) – от гуннского именования Волги, на берегу которой был расположен город и которая называлась народами среднего и нижнего Поволжья словом Атель или Итиль (финно-угорское Ра - «река», т.е. Волга). Город этот в течение IX века превратился в громадный по тем временам центр – военный и, что не менее важно, торговый, поскольку через него проходил тогда путь «из варяг в арабы» (по Волге и Каспию) и «Великий шелковый путь» из Китая через Среднюю Азию в Византию и, далее, в Испанию (караванный, а от кавказских портов – морской). Власти Итиля брали себе десятую часть стоимости провозимых товаров, что приносило, понятно, огромный доход, на который содержалась, в частности, внушительная наемная гвардия Хазарского каганата.

Поразительна та быстрота, с которой чисто кочевое население превращалось в оседлое.

Еще в начале VIII века основное население Хазарского каганата находилось на стадии «таборного кочевания», а в IX веке оно уже предстает как перешедшее даже через третью стадию, – оседлое, занятое земледелием и ремеслами и обитающее в стабильных и нередко очень больших поселениях, состоящих из скопища полузем-лянок и наземных жилищ из глины, дерева и камыша. Рядом с поселениями распо-лагаются обширные могильники, которые дополнительно подтверждают оседлость, постоянность пребывания населения в данном месте.

В некоторых из таких поселений (о чем уже говорилось) были воздвигнуты мощные крепости; исследования показали, что их создание относится, в основном, ко второй трети IX века – то есть именно ко времени, когда разгоралась борьба Хазарского каганата с Русью. Население было не только оседлым, но и всецело «военизированным», – притом не только мужское, но и женское.

Весьма интересное и характерное явление, открытое при изучении «инвентаря» погребений в этих военно-хозяйственных поселениях, – система воинских отличий или наград. Речь идет о находимых в могилах воинских поясах с разным количеством и набором «бляшек». «Различия в количестве бляшек и их подборе, – доказывает С.А. Плетнева, – означали разное общественное (в основном военное) положение погребенного… подавляющее большинство поясов принадлежало возмужалым и зрелым воинам… У юных воинов наборы значительно скромнее», хотя одно из захоронений юноши – «с роскошным полным набором», ибо он, «видимо, превзошел доблестью всех»; «как и мужчины, наиболее богатые (полные) пояса носили пожилые женщины, видимо, испытанные в походах бойцы».

Эта система наград или отличий ясно говорит о высокой степени организации военных поселений Хазарского каганата. Ясно, что для создания из кочевых племен на территории от Дона до Днепра такого, в сущности, гигантского военно-хозяйственного лагеря, состоящего из сотен селений (только в регионе Подонья он занимал, по подсчету С.А. Плетневой, 100000 квадратных километров), необходима была исключительно властная организаторская активность правительства Каганата.

Исследователь кочевых народов Руси Г.А. Федоров-Давыдов констатировал: "В то время как в салтовских (то есть хазарских) поселениях представлены гончарное, железоделательное и другие ремесла, у печенегов, торков и половцев следов ремесла почти нет. То есть другие тюркские кочевые народы, чья история разворачивается позже, чем «салтовская», ни в коей мере не достигли того технического «прогресса», который характерен для кочевников, оказавшихся под властью Хазарского каганата.

Громадный военный лагерь, расположенный у юго-восточной границы Руси, был «самообеспечивающим» себя продовольствием, предметами быта и, что особенно важно, оружием. В новейшем обобщающем труде об этом лагере, труде, подводящем итоги многолетних изысканий автора, В. К. Михеева, и его археологического отряда, показано, в частности, высокое развитие металлургии и металлообработки, которыми занимались в IX-X веках в десятках селений Подонья на основе донских рудных месторождений:

"Качество металла было высоким. Микроисследования зубил и режущих концов ножниц для резки металла показали, что они подвергались термообработке на мартенсит (то есть изменение микроструктуры металла). О высоком уровне металлообработки свидетельствует производство оружия; сабель, боевых топоров, наконечников копий и дротиков, наконечников стрел, боевых ножей и кинжалов, кистеней. Металлографический анализ образцов сабель и их обломков из Верхнего Салтова, Правобережного Цимлянского городища и Маяков (это три из важнейших военных поселений) показал, что они были цельностальными с высоким содержа-нием углерода". Некоторые виды оружия, например, сабли и кистени, как доказывают исследователи, были заимствованы Русью у своего крымо-хазарс-кого противника.

А вот результаты исследования хазарских крепостей в Подонье: «Добыча камня, его доставка к месту строительства и обработка являлись трудоемкими процес-сами. Особенно трудоемкой была добыча известняка, который широко использо-вался для возведения белокаменных крепостей. Каменные блоки различных размеров обрабатывались с помощью долот и зубил. Кто же все это обрабатывал?



Встает вопрос о причинах «цивилизованности» Хазарского каганата в его иудаистскую эпоху. Один из виднейших современных «хазароведов» А. В. Гадло, исходя из достоверных источников, писал о крупнейшем хазарском «городе» (на Северном Кавказе) доиудаистского периода: «Баланджар вовсе не был городом в обычном понимании этого термина. Это был большой лагерь, для защиты которого был применен традиционный в военной практике кочевников способ. Его территория была ограждена связанными повозками (3 тыс. штук), за которыми укрывались защитники».



Источник: Произведения / Стихи.ру - http://www.stihi.ru/2017/02/23/1322
Источник: Вконтакте
Источник: Facebook
Источник: Одноклассники

Добавить комментарий!

[related-news]

Рекомендуем похожее:

{related-news}
[/related-news]



Выбор редакции>> Все статьи

В Морозовской детской больнице открыли новый корпус

В столице завершилось строительство новой Морозовской детской больницы. На месте старых построек еще 30-х годов выросло семиэтажное здание, оборудованное самыми современными аппаратами. Технологии помогут в лечении редких и тяжелых заболеваний. Когда там начнут принимать маленьких пациентов?
Новости>> Все статьи

50 жертв: ИГ взяла на себя ответственность за масштабный теракт в Ираке

Террористическая группировка "Исламское государство" (запрещена в РФ) взяла на себя ответственность за двойной теракт в Ираке, жертвами которого стали 50 человек, а ранения получили более 80 человек.

Фонд однокурсника Медведева ответил на статью о «ривьере» для премьера

В фонде «Дар» ответили на расследование о строительстве под Калининградом усадьбы для премьера Дмитрия Медведева площадью 16 га. Участок был куплен, но на нем ничего не строится, заявили в фонде

Роскомнадзор объяснил блокировку «Компромат.ру»

Доступ к ресурсу заблокирован за нарушение авторских прав, но по ресурсу выносились и другие судебные решения, заявили РБК в Роскомнадзоре. На момент публикации одно из зеркал сайта оставалось доступным